Что гарантирует успех в изучении иностранных языков?

 

За что бы Вы ни взялись, важно ответить самому себе на несколько вопросов:

1)     Что я делаю?

2)     Зачем я это делаю?

3)     Какими способами я достигну своей цели?

В случае изучения иностранных языков ответы просты:

1)     Я изучаю иностранный язык.

2)     Чтобы иметь возможность свободно общаться за границей, получить более престижную должность, чувствовать себя уверенно на международных конференциях, семинарах, достойно представлять себя или свою компанию на интернациональной арене.

3)     Я учу слова, разговорные фразы, грамматику, активно применяю свои знания в устной или (при необходимости) письменной речи,  улучшаю произношение.

 

А теперь по порядку проанализируем способы достижения целей:

1)     Слова нужно учить, чтобы нам было чем разговаривать и наполнять свою речь. А чтобы изучение слов было лёгким и эффективным, надо пользоваться приёмами запоминания лексики, например:

а) визуализация – идеальный способ, если слово можно показать картинкой. Вспомните, как легко было запомнить такие слова как СТОЛ, СТУЛ, КНИГА. Наш мозг мгновенно ассоциировал иностранное слово с картинкой, и оно запоминалось автоматически;

б) сравнение с родным языком или нахождение похожего слова – отличный вариант для запоминания интернациональных слов, таких как IMPRESS (а в русском есть похожее слово ИМПРЕССИОНИЗМ) или INDIFFERENCE (индифферентность или безразличие).

в) однокоренные цепочки – помогают сразу запоминать ряд слов, чтобы одним выстрелом убить двух зайцев. Логично учить не просто, скажем, слово  HONEST (честный), но и производные от него: HONEST-DISHONEST-HONESTY-DIHONESTY-HONESTLY-DISHONESTLY. В этом случае мы не только расширим словарный запас, но и решим проблему словообразования.

г) связки – лучше подходят для работы с глаголами. Например, Вам надо выучить глагол SOLVE (решать). Но ведь у этого глагола много значений, намного удобнее учить словосочетание  SOLVE A PROBLEM (решить проблему). Мы сразу получаем готовую фразу, из которой можно выстроить предложение. I can  SOLVE A PROBLEM.

д) синонимичные ряды – нужны, чтобы расширить словарный запас и уметь сказать одно и то же разными способами. Например, все знают слово BIG, но ведь вместе с ним, можно выучить и его синонимы: enormous, huge, giant. И  Вы уже  владеете существенным набором слов, что позволяет общаться эффективнее.

 

2)     Грамматика – необходимый элемент, чтобы наша речь была правильной. Если сравнивать язык с человеком, то грамматика – это скелет, на котором всё держится, слова – это мышцы и органы, фонетика – это кожа и внешность, которые делают нас привлекательными и красивыми. Грамматику легко учить в контексте. Сейчас очень популярен именно контекстуальный подход. Говоря простым языком, когда Вам представляют грамматический феномен  в контексте рассказа или диалога, что облегчит восприятие, осознание, понимание и принятие грамматического аспекта. Например, возьмём контекст хвастовства. Двое детей хвастаются и спорят, чей папа лучше.

-Мой папа может готовить на 5 языках!

-А мой папа может говорить на 7 языках, а ещё он может красиво петь и танцевать!

Что в английской версии будет звучать как:

-My dad can cook and speak 5 languages.

-But my dad can speak 7 languages, and he can sing and dance beautifully too!

Посмотрите, как легко воспринимается в таком контексте глагол CAN (мочь, уметь). Сразу видно, что тут отсутствуют окончания, частицы и прочие элементы, на которых акцентировали внимание в схоластическом подходе (тем самым перегружая лишней информацией). Следующим этапом в контекстуальном подходе будет разбор структуры, чтобы ученики могли, взаимодействуя с преподавателем, осуществить анализ грамматического явления и получить ответ на интересующие их вопросы. Это позволяет убрать недосказанность или неполное понимание грамматики, которое порой тяготит ученика. Вишенкой на торте будет закрепление изученной грамматики в устной речи.

3)     Применение в устной речи любого аспекта языка – гарант закрепления изученного, чтобы всё надолго осталось в памяти, и ученик мог постоянно пользоваться своими знаниями в жизни. За какой бы аспект языка Вы ни взялись, применение на практике – это залог успеха. После ввода будь то слов, грамматики, разговорных фраз и т.д. важно вывести изученный материал в речь. Поэтому преподаватель должен предложить ученикам упражнения, стимулирующие употребление именно того языкового аспекта, изучение которого являлось целью данного урока. Скажем, сегодня на уроке Вы изучали, как говорить про планы. Идеальным способом проверить, как ученики усвоили урок, будет попросить их разузнать у партнера про его/её планы и найти совпадения/различия с Вашими планами. При такой деятельности на уроке ученики могут свободно общаться, а преподаватель сможет записать их ошибки (если таковые будут) и после коммуникации разобрать их.

4)     Красивое произношение — это как красивая одежда. А, как известно, встречают по одёжке. Аспект фонетики должен прорабатываться на каждом уроке, будь то на уровне звука, слова, соединительной связки или интонационного образца. Важно повторять слова вслух, копировать диктора до самых мелочей. Сейчас есть множество электронных и онлайн словарей, где встроена функция «прослушать слово», что помогает в работе над постановкой произношения. Говоря о связках и слиянии слов, необходимо, чтобы преподаватель показал, почему носители «глотают» окончание слова, или почему появляется лишний звук на стыке двух слов. Всё это, а также ритм фразы, интонационную шкалу и тоны можно легко продемонстрировать студентам на доске и в аудировании, а потом закрепить при отработке произношения.

5)     Любовь к языку. Мы пишем об этом в конце, хотя этот пункт должен идти первым. Намного проще изучать иностранный язык, когда это приносит Вам радость, Вы видите свои достижения, и это позволяет Вам идти вперёд, ведь ничто так не мотивирует, как ощущение достижения поставленной цели. Когда ученик любит предмет, изучение даётся легко, а любая сложность кажется по плечу. Подумайте, за что можно полюбить изучение иностранных языков: за те возможности, которые они открывают, за развитие, за  чувство удовлетворения и гордости собой, за открывающиеся перспективы. Всё это позволит Вам полюбить иностранные языки  и сделает процесс обучения приятным и эффективным.

 

Moonlight – с любовью к студентам!

 

 

Автор публикации

0
не в сети 4 дня

Галина Каптюг

Комментарии: 1Публикации: 123Регистрация: 27-08-2012
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля